Свадьба на Руси

Свадьба на Руси
Обычно свадьбы на Руси играли от 3 до 7 дней. Любому свадебному торжеству предшествовали обряды выбора невесты и сватовства. Родители жениха занимались выбором невесты, нисколько не считаясь с мнением самого жениха. Главная задача для будущей жены — стать продолжательницей рода, и именно с этой позиции выбиралась невеста. Достаток в семье будущей жены должен был быть примерно такой же, как и в семье жениха. Иначе лось, что не по себе сук рубишь. После того как определялись с кандидатурой невесты, родня жениха собиралась на большой совет. На этом совете обсуждалась родня невесты, перечислялись ее личные качества (скромна ли она, добра ли, уважительно ли относится к старшим). Непременно перечисляли трудовые навыки невесты. Обязательно выясняли, нет ли у невесты хотя бы отдаленных родственных связей с женихом.

Мнением самой девушки при этом никто не интересовался, если девушка пыталась сопротивляться, ее принуждали к замужеству. После того как кандидатура невесты была одобрена, в дом к невесте засылали сватов. К сватовству относились очень серьезно, первые сваты отправлялись в дом невесты только после захода солнца. Перед тем как выехать, они опутывали печную трубу вожжами, чтобы удачно опутать невесту.

Выезжали сваты с заднего двора, ехали огородами и задами и по дороге ни с кем не разговаривали. Если свадьба проходила летом, что в деревнях бывало очень редко, то сваты ехали верхом, а зимой — в добротных санях, которые покрывали рогожей.

На Руси считалось: от того, как быстро сваты спрыгнут с коней (или вылезут из саней) и войдут в дом невесты, зависит и то, как быстро они смогут ее сосватать. В разных деревнях сваты входили в дом невесты по-разному. Где-то они, перед тем как войти, обносили вокруг себя ступу, в которой девушка толкла лен, имитируя тем самым обряд венчания, где-то неслышно касались дверного косяка, а затем открывали дверь в три приема. А вот женщины-свахи ступали на крыльцо правой ногой, при этом приговаривая обрядные слова. После того как сваты входили в дом, они обязательно осеняли себя крестным знамением и начинали переговоры. Причем в одних деревнях переговоры велись как бы на ходу, стоя, а в других — сваты садились в красном углу, лицом к входной двери. Уже по тому, как сели сваты, было ясно, с каким делом они пожаловали в дом.

Сваты сговаривались с отцом невесты, а если у девушки не было отца, то разговаривали со старшим братом или матерью. Редко беседа велась напрямую, зачастую сваты вели переговоры в иносказательной форме, но всем было ясно, о чем они ведут речь (например, сваты могли сказать: «У вас — цветочек, у нас — садовник. Можно ваш цветочек посадить к нам в садочек?»).

Родители невесты приглашали сватов попить с ними чая, который разливала невеста, в это время сваты внимательно рассматривали ее.

Если родители не хотели выдавать девушку замуж, они отговаривались (например, ее молодостью или своей неготовностью к свадьбе). В редких случаях отец мог в грубой форме прогнать сватов из дома, тогда они старались закрыть дверь спиной, чтобы девушке никогда не выйти замуж. Но, даже если родители хотели выдать девушку замуж, они никогда не давали ответа сразу, отговариваясь тем, что им надо посоветоваться. Поэтому первый визит сватов считался неофициальным.

Для того чтобы привлечь сердце невесты, сваты старались унести из избы невесты мох, которым были заткнуты щели между бревнами дома. На второе сватовство отправлялись другие сваты или сами родители жениха, а на третьи переговоры родители невесты уже ждали сватов. В доме готовилось угощение, накрывался стол. После того как родители невесты давали согласие на брак, составлялась рядная запись. Она содержала в себе целый ряд вопросов: когда именно будут играть свадьбу, сколько гостей будет с каждой стороны, на какую сумму будут гулять свадьбу, каково приданое невесты? Иногда включалась такая запись: сколько работы будет делать молодая жена в первый год, и даже иногда вносилось условие, что муж никогда не будет бить свою жену. Ну чем не современный брачный договор?

Через несколько дней отец невесты приходил в дом жениха. Он осматривал его дом и хозяйство. Если отцу нравилось, то садились за стол.И только после этого устраивались смотрины невесты для жениха. Это происходило примерно через 2 недели после официального сватовства. А до XV в. жених видел свою будущую жену только на свадьбе. На смотринах родители невесты еще могли отказаться от свадьбы.Если же все проходило благополучно, то смотрины заканчивались хмельным пиром.

После смотрин устраивали сговор, дата его проведения определялась родителями невесты.Во время сговора заканчивали составление рядной записи, и завершался сговор обрядом рукобитья.

После обряда рукобитья следовал обряд обручения, молодые люди обменивались кольцами и троекратно целовали друг друга. За обручением следовал пропой. Пировали совместно: родня жениха и невесты. Сами молодые в пропое не участвовали, их уводили в другую комнату или чулан.

Во время пропоя невесту звали к гостям, и она подносила подарки, сделанные своими руками (например, полотенца, платки и т. д.). Потом вызывали жениха, который угощал гостей вином и также одаривал новую родню. После пропоя невеста считалась пропитой, и жизнь ее менялась. Она не могла больше выйти одна со двора, говорить она старалась как можно меньше, и то с причитаниями. Считалось, что чем больше невеста наплачется в родительском доме, тем меньше ей плакать в доме мужа.

До свадьбы девушку освобождали от всех хозяйственных дел. Главной ее заботой становилось приготовление приданого и подарков родне мужа. В некоторых деревнях девушка шила свадебные наряды себе и жениху.Жених должен был каждый вечер навещать невесту и подносить ей подарки. Девушка при этом должна была оставаться холодной и угрюмой, всячески показывая, что она не хочет уходить из родительского дома.

Перед венчанием свадебный поезд украшали, минимальное количество подвод в поезде было три, но чем больше их было, тем весомее для односельчан была свадьба. В гривы лошадей вплетали ленты и цветы. Специально для свадьбы заказывали валдайские колокольчики, которые украшали свадьбу мелодичным звоном. Обычно поезд готовила сторона жениха, но в зажиточных семьях готовили два поезда (со стороны жениха и стороны невесты).

Старшим свадебным чином на русской свадьбе был тысяцкий (он же тамада). Тысяцкий должен был знать все тонкости свадебного обряда. Его роль, как правило, брал на себя женатый мужчина со стороны жениха. От остальных участников свадебного торжества его отличало красивое полотенце, перекинутое через плечо.

Деревенский гармонист являлся главным гостем на любой свадьбе. Если семья была достаточно богатой, то на свадьбу приглашали несколько музыкантов. В последний день перед венчанием нвеста прощалась со своей семьей. Собирался девичник, на который девушка надевала свое лучшее платье. На девичнике происходил обряд расплетания девичьей косы. Девушка ходила с распущенными волосами до самого венчания. Во время обряда расплетания косы девушки-подружки готовили для невесты баню. Нередко попарить будущую молодую жену приходила знахарка, которая совершала над ней магические обряды. В этот же день в дом невесты отправлялся человек, чтобы отвезти в дом жениха приданое невесты и ее постель. В доме жениха в последний день перед венчанием проходили жениховы посиделки, на которых жених прощался с холостой жизнью. Молодые люди пировали, пели свадебные песни. Наконец, наступал день венчания. Венчание на Руси считали судом Божьим, ведь никто, кроме Бога, не мог знать, как сложится судьба молодых после свадьбы.

В ожидании свадебного поезда невеста угощала подружек пряниками, а в парадной комнате, в каждый угол которой ставилось по иконе, накрывались столы. После того как к приему свадебного поезда все было готово, на голову невесты возлагался свадебный венец, и ее выводили в парадное помещение. Выход невесты был торжественным. Впереди нее шли женщины, сопровождавшие выход невесты свадебными песнями и плясками. За ними шли каравайники, несшие караваи, на которых лежали золотые монеты. После караваев несли свадебные свечи и обручальные кольца. Потом шел дружка невесты, который нес блюдо с мехами, хмелем и деньгами. Перед невестой шел человек, специально следивший, чтобы никто ей не перешел дорогу. Саму невесту, на лицо которой было накинуто полотенце, вели под руки две свахи. За невестой несли блюдо, на котором находились головной убор замужней женщины, гребешок и посуда с разбавленным медом (мед разбавляли водой или вином).

Вся эта процессия входила в парадное помещение и рассаживалась по местам согласно чину. Рядом с невестой садился старший брат или другой молодой родственник.В некоторых деревнях невеста входила в комнату уже после приезда свадебного поезда и уговоров тысяцкого. На стол перед новобрачными устанавливали блюдо, принесенное дружкой. В это время в доме жениха заканчивали собирать свадебный поезд, жених получал родительское благословение. Перед отправкой свадебного поезда над ним совершались магические обряды. До того как тронуться в путь, тысяцкий окроплял коней и подводы святой водой.

Но отнюдь не просто было доехать до дома невесты. Всю дорогу свадебный поезд встречали преграды. Для односельчан свадьба была прекрасным поводом погулять и повеселиться, они устраивали завалы на дороге, выставляли посты, требуя от проезжающих выкуп. И так со смехом, шутками и прибаутками свадебный поезд подъезжал к дому невесты. В некоторых деревнях с жениха за невесту требовали выкуп, иначе ему не открывали ворота. Как только свадебный поезд подъезжал к дому невесты, первым выходил тысяцкий. Он должен был выкупить место рядом с невестой, на котором сидел ее брат или другой родственник. После шутливого торга все рассаживались по местам, и священник читал молитву. Затем сваха спрашивала разрешения чесать невесту. Родители давали благословение крутить и чесать невесту. Приступали к обряду укручивания невесты. Сваха снимала с головы невесты покрывало и венец. Брала в руки гребень, окунала его в посуду с разведенным медом и расчесывала невесту. Волосы скручивались, на них надевался головной убор (кика). Во время обряда укручивания лицо невесты от жениха и его товарищей закрывали специальным покрывалом из тафты.

После завершения обряда укручивания свахе передавали блюдо с хмелем, которым сваха осыпала жениха и невесту. Тысяцкий подходил к родителям невесты и спрашивал благословения на разрезание каравая. Каравай разрезался на множество частей и вместе с приготовленными заранее платками раздавался гостям.После сваха спрашивала разрешения везти молодых в церковь. Гости вставали вместе с молодыми. Отец брал дочь за руку и передавал ее жениху, при этом он мог ударить ее плеткой, которую с наказом отдавал жениху. Священник благословлял молодых. И гости вместе с женихом и невестой направлялись к свадебному поезду. Родители, занятые приготовлением свадебного пира, на венчание в церковь не ездили.

В церковь жених ехал отдельно от невесты. Жених отправлялся первым и должен был приехать в церковь раньше невесты.При приближении свадебного поезда к церкви церковный звонарь начинал звонить во все колокола. Родители жениха заранее заказывали и оплачивали колокольный звон и церковное пение.

После того как жених, а за ним и невеста подъезжали к церкви, жених брал невесту за руку и трижды обводил ее вокруг себя. Затем молодые направлялись в церковь, а ясельный с помощниками оставался следить за тем, чтобы между повозкой жениха и невесты не прошла ни одна живая душа. Перед венчанием священник спрашивал у жениха и невесты, нет ли причин, которые могли бы воспрепятствовать браку, и согласны ли они стать мужем и женой. После того как молодые говорили о своем согласии, священник надевал на пальцы жениха и невесты обручальные кольца, которыми они должны были обменяться 3 раза. После обряда венчания священник давал последние наставления, с невесты снимали венчальное покрывало, священник брал молодую жену за руку, передавал ее мужу и просил их поцеловаться. Молодые выходили из церкви. Сваха осыпала их льняным семенем, а молодая жена теснее прижималась к мужу. Тысяцкий, как только молодые выходили из церкви, посылал к родителям гонца с вестью, что венчание окончено. После венчания в церковной сторожке или сразу по приезде в дом жениха с невестой проводился обряд окручивания. Молодой жене расчесывали волосы и заплетали две косы вместо девичьей одной. Косы молодой жене заплетали две свахи, одна с ее стороны, а другая со стороны жениха. На голову молодой жены опять надевали головной убор. Во время обряда окручивания, если он проходил в церковной сторожке, приятели жениха потчевали священника привезенными яствами.

Свадебный поезд по дороге в дом жениха объезжал всю деревню, непременным считалось посещение главной улицы и святых мест. На околицу выходили встречать свадебный поезд родители жениха. У ворот устраивали праздничную стрельбу из ружей. Молодых встречали родители мужа: отец — с иконой и мать — с хлебом и солью. Хлеб разламывали над головами молодых на две половинки. Эти половинки хранились в доме молодых всю жизнь. Тысяцкий провожал молодых на их место, и начинался пир. Свадебный пир на Руси являлся неотъемлемой частью свадебного ритуала. Он был важным событием для всего села, и о нем потом долго вспоминали. Первый стол, за которым сидели молодые, назывался свадебным. Правда, сами молодые за ним ничего не ели, хотя им подносились всевозможные яства. После того как гостям приносили третье блюдо, тысяцкий брал специально принесенную жареную курицу, заворачивал ее в скатерть, и просил у родителей благословения вести молодых в опочивальню. Туда же он уносил приготовленную курицу. После того как молодые уходили, свадебный пир продолжался, накрывался второй стол, который носил название «горный». Во время горного стола пели величальные песни и пили за здоровье молодых.

Современный свадебный обряд по сравнению с традициями русской свадьбы стал более простым. Но, может быть, легкость, с которой современные люди вступают в брак, и приводит к такому количеству разводов.